Комупак
Москва
Санкт-Петербург

Современные тренды в электронной коммерции

Повышение объемов производства и продаж специфической картонной упаковки для интернет-магазинов, почтовых и курьерских служб, транспортных компаний в России в основном связано с развитием электронной коммерции (e-commerce).
Электронная коммерция представляет собой любую деятельность, которая осуществляется посредством Интернет-технологий для продажи и продвижения на рынке товаров и услуг.

Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка способствовала усилению популярности данной «ветки» бизнеса приобрела в российском обществе. В рамках сделок взаимодействие компаний и потребителей происходит при помощи информационных технологий и телекоммуникационных сетей.

Различают следующие формы электронной коммерции:

  1. Интернет-магазин ориентирован на продажу широкого спектра товаров.
  2. Онлайн-сервис направлен на реализацию услуг.
  3. Система электронных торгов опосредует взаимодействие бизнеса и органов власти.
  4. Торговые площадки.

Электронная коммерция быстро развивается. Организация интернет-торговли при корректной оценке и своевременной адекватной реакции на изменение цены, ассортимента, упаковки и доставки в совокупности являются факторами успешной деятельности. В целом рынок электронной торговли привлекателен для отечественных и зарубежных производителей и поставщиков.

Объем российского рынка e-сommerce в 2020 г. достиг 2,5 трлн. руб., продемонстрировав рост по отношению к показателю 2019 года на 44%. Без влияния пандемии рост составил бы только 29%. При этом 65% посылок, доставленных в 2020 г., приходится на собственные логистические службы магазинов.

По данным исследования Data Insight первое место по итогам 2020 года сохранила компания Wildberries с выручкой в 413,2 млрд. руб., что на 96% больше показателя 2019 года.

Ozon опередил «Ситилинк» и занял второе место в списке (объем выручки 2020 года составил 197 млрд. руб., увеличившись на 144% к уровню 2019 года). У «Ситилинка» доходы выросли на 47%, до 132,7 млрд. руб. По сравнению с рейтингом за 2019 год в 2020-м в списке появилось 19 новичков, ранее не входивших в топ.

Суммарно 100 крупнейших онлайн-ритейлеров России доставили за 2019 год 719 млн заказов, что почти вдвое превышает показатели 2019 года. Объем продаж в рублях в сумме по топ-100 вырос на 78% до 2,09 трлн рублей.

По данным Федеральной службы государственной статистики , в 2020 году на онлайн-продажи пришлось 3,9% оборота розничной торговли в РФ против 2% в 2019-м.

Только за один год удельный вес электронной коммерции удвоился под влиянием неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

Жители больших городов предпочитают не рисковать, приобретая товары в онлайн-формате: в Москве доля онлайн продаж в 2020 году составила 9,3%, в Санкт-Петербурге выросла до 7,3% (с величины в 4,5% в 2019 году).

Большая доля онлайн продаж приходится на крупные маркетплейсы — Wildberries, Ozon, «Aliexpress Россия» и «Яндекс.Маркет». На этих площадках за год было оформлено 405 млн/ заказов (+78% к 2019 году) на сумму 721 млрд. руб. (+108%). Средний чек на маркетплейсах оценивается в 1780 руб.

Лидером роста в 2020 году стал рынок eGrocery (включает все продажи специализированных интернет-магазинов и сервисов доставки продуктов питания). Суммарно он вырос на 250% (в деньгах) и составил 130 млрд. руб. (69 млн заказов)

К основным направлениям развития российской сферы электронной коммерции, которая четко обозначилась в 2020 году, - рост сегмента онлайн-продаж лекарственных препаратов. За 2020 год в сегменте ePharma было сделано 78 млн заказов, что соответствует 131 млрд руб.

В 2020 году чаще всего через интернет покупали товары следующих категорий:

  • электроника и бытовая техника (28,2%);
  • одежда и обувь (21%);
  • продукты питания (10,2%);
  • мебель и товары для дома (9,2%);
  • красота и здоровье (5,6%).