Комупак
Москва
Санкт-Петербург

Тенденции развития машиностроения в России

Машиностроительная деятельность является одной из базовых отраслей экономики России.

Машиностроение входит в состав обрабатывающей промышленности, которая является ведущей отраслью, поскольку на нее приходится свыше 66% общепромышленного выпуска. В отраслевой структуре валовой добавленной стоимости обрабатывающая промышленность занимает 13,7% от общей доли. Доля машиностроения от общего объема обрабатывающей промышленности составляет 19,6%.
Экспорт машиностроительной отрасли в России в 2018 году составил 33,4 млрд. долл., показав рост на 1% к предыдущему году, в 2019 году рост составил 5,1%.

Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы» (выпуск №41: Итоги 2020 года).

В 2020 году динамика производства в машиностроении могла бы улучшиться в связи с более активной реализацией нацпроектов и связанного с этим ростом спроса на оборудование инвестиционного назначения. Однако текущая ситуация в мире, связанная с распространением коронавируса, может нанести серьезный ущерб всей российской экономике и машиностроению в том числе.

Таким образом, в данной отрасли накоплен долгосрочный, трудно воспроизводимый в малых и средних производственных контекстах технологический и человеческий капитал.

Обеспечиваемый за счет этих факторов выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции, характеризующейся высокой добавленной стоимостью, является залогом формирования устойчивых неценовых преимуществ и способствует развитию отраслей - потребителей продукции.

В России машиностроение представлено более чем 200 подотраслями (секторами), в которых есть сегмент традиционно «тяжелого» машиностроения, военный, малый (производство оборудования, приборов, инструментов) и средний сегменты.

При этом разнообразие используемых стратегий и бизнес-моделей, от которых зависит успешность развития того или иного предприятия характеризуется практикой управления и сложившимся укладом технологических процессов, востребованностью продукции как на российском, так и на мировом рынке.

В настоящее время сектор тяжелого машиностроения находится в непростой ситуации.
Производство всех видов автомобильной техники сократилось в 2019 году после двух лет активного роста.

Главная причина состоит в сокращении внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного.

Несмотря на меры господдержки население отказывается покупать машины без привлечения кредита. Автокредитование растет высокими темпами.
Суммарное производство всех видов турбин - паровых, газовых, гидравлических, а также генераторов переменного тока (синхронных) сократилось до минимального уровня за последние пятнадцать лет. Программа ДПМ (договор о предоставлении мощности) в энергетике закончилась, а вместе с ней и резко сократился внутренний спрос на оборудование. Данные Министерства энергетики Российской Федерации..

Сельскохозяйственное машиностроение выросло по итогам 2019 года. Во втором полугодии произошел спад, поскольку завершилось субсидирование производителей по программе 1432. Данные Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

В аэрокосмической промышленности спад производства летательных аппаратов, включая космические, составил по итогам 2019 года 31,8%.

Известно, что в странах, являющихся крупнейшими производителями машиностроительной продукции, приоритетными направлениями развития являются наукоемкие и высокотехнологичные отрасли, продукция которых обладает наиболее высокой долей добавленной стоимости.

Электроника и приборостроение доминируют в научных исследованиях в области машиностроительных производств в США, ЕС, Китае и Индии. Этому соответствует изменение структуры производства машинотехнической продукции.

В России также происходят структурные сдвиги в выпуске продукции отраслей машиностроения - увеличивается доля приборостроения и авиационной и космической техники.
В структуре экспорта продукции также увеличилась доля радиоэлектронной промышленности, приборостроения, авиационной и космической техники.

Позитивная динамика развития отрасли проявляется в опережающем росте производства и экспорта по сравнению с другими отраслями обрабатывающей промышленности.

Продукция отечественного машиностроения характеризуется высокой добавленной стоимостью (ВДС) и положительной динамикой этого показателя.

Среди отраслей отечественного машиностроения наиболее высокую долю добавленной стоимости в объеме выпуска имеют приборостроение, авиационное и космическое машиностроение. Это соответствует тенденциям развития мирового рынка.

Высокая добавленная стоимость характерна и для инвестиционного машиностроения и радиоэлектронной промышленности. Существенному росту доли ВДС в выпуске продукции способствовало импортозамещение по компонентам производства. Влияние этого фактора в наибольшей степени проявилось в авиастроении, железнодорожной и радиоэлектронной промышленности.

В отечественном автомобилестроении, первые стадии полного инновационного цикла которого остались за рубежом, самая низкая доля добавленной стоимости в выпуске, а негативная динамика этого показателя указывает на низкий уровень локализации производства.

Инвестиции, направленные на развитие подотраслей, обладающие высоким содержанием инновационно-технологического компонента являются материальным и технологическим воплощением повышения эффективности экономики регионов.