Комупак
Санкт-Петербург

Рынок картонной упаковки: тенденции и прогноз развития отрасли

В последние два года российская экономика испытала ряд серьезных испытаний, вызванных форс-мажорными обстоятельствами - пандемией Covid-19. Тем не менее, ряд отраслей и смежных к ним производств, получил толчок для развития.

К таким отраслям безусловно относится и рынок картонной упаковки. По данным исследований компаний Euler Hermes и Bloomberg в мире спрос на упаковку вырос на 120 млрд.долл. США с 2016 по 2020 год,  в том числе на картонную упаковку на 52 млрд. долл. США.

рынок предложения картонной гофротары

Российский рынок также демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. По данным исследования "Рынок тарного картона" совокупный объем производства гофропродукции (как картонных коробок, так и сырья – листового картона) с 2016 по 2020 год вырос на 2,6 млрд руб.

За первое полугодие 2021 года производство гофротары выросло на 20,9% и составило 3,4 млрд. кв.м.

Картонная коробка от "Комупак"- конструктив

Стабильность роста объемов производства и продаж картонной упаковки в условиях роста неопределенности российской экономики связана с ростом продаж упаковки для товаров первой необходимости, медицинской продукции, товаров длительного пользования (бытовая техника, промышленные товары и товары для отдыха). В отдельных сегментах (например, картонной упаковки для санитарно-гигиенических изделий) образовался ажиотажный спрос.

Картонная коробка для памперсов от "Комупак"- конструктив и сложенная

Ключевой фактор, определяющий динамику спроса на гофроупаковку –  изменение по сегментам рынка –развитие электронной коммерции, рост доли продаж сетевых магазинов в общем объеме розничного оборота.

В обоих случаях повышается роль картонной упаковки:

  • в транспортной логистике,
  • в организации информационной коммуникации производителя и потребителя.

Рекордный рост объемов производства картонной упаковки эксперты объясняют ростом спроса на упаковку на фоне пандемии (сервисы доставки, увеличение количества «панических закупок» у населения страны). И этот рост в ближайший год скорее всего будет оставаться стабильным.

Кроме того, в России по прогнозу Правительства РФ в 2021-2023гг. ожидается увеличение потребления домашних хозяйств: в 2022–2023 гг. темп роста оборота розничной торговли прогнозируется в размере 2,8–2,9%, платных услуг в размере 3,0–3,1%.

Картонная коробка от "Комупак" для Flortek

Динамика макроэкономических показателей и объема рынка упаковки из гофрокартона в 2020 году, в % к 2019 году

Период Реальный ВВП (МЭР), в % к 2019г. Уровень безработицы, в % к 2019г. Индекс потребительских цен, в % к 2019г. Реальные располагаемые доходы, в % к 2019г. Рынок упаковки из гофрокартона
Начало эпидемии (I кв. 2020г.) 1,8 5,7 1,3 -0,4 6,2
Карантин, локдаун (II кв. 2020г.) -8 10 2,6 -8,4 1
Снижение заболеваемости (III кв. 2020г.) -3,8 6,3 2,9 -4,8 7,2
Вторая волна (IV кв. 2020г.) -5,2 6,5 4 -0,8 7,2
Прогноз на 2021г. 3,1 7 3,6 1,2 4

Рост эффективности продаж в отрасли обеспечен уменьшением объемов вложения в единицу упаковки, снижением среднего граммажа гофрокартона и доступностью сырьевой базы - листовым гофрокартоном (что связано в том числе и с государственной политикой по импортозамещению).

Цены на картон (как сырье для производства гофротары) на российском рынке в 2019-2020гг. на фоне избыточных мощностей, перепроизводства и сезонного отсутствия спроса снижались. В 2021 году цены снова стали расти, чему поспособствовало в том числе и увеличение цен на макулатуру.

В начале 2021 года рынок упаковки из гофрокартона демонстрирует уверенный рост в 13% под воздействием глобальных и внутренних факторов.

К негативным последствиям пандемии относится рост безработицы и снижение реальных доходов населения, вызывающие стагнацию всей российской экономики.

картонная гофротара в сложенном виде, с перетяжкой

К числу положительно влияющих факторов можно отнести: ускоренный рост сектора электронной коммерции, одномоментно спровоцировавший рост спроса на картонную упаковку для транспортировки, доставки еды.

Развитие электронной коммерции открыло потребителям возможность осуществлять покупки в регионе пребывания, имея равнозначный с жителями крупных городов доступ к ассортименту товаров.

Пандемия стремительно сформировала новый устойчивый формат потребления картонной упаковки для покупок онлайн, что для производителей картонной гофротары означает долгий и стабильный спрос на гофротару.

Очевидно, что из всех факторов, влияющих на отрасль, наиболее значительно влияние фактора санитарно-эпидемиологической обстановки, которая будет определять не только скорость восстановления российской экономики, но и развитие отрасли.

коллаж от "Комупак" сектору электронной коммерции